назад Дозор на главную

предыдущая статья следующая статья

"Дневной Дозор": триумф или позор?

Всегда первый

В кинотеатре New Wave Cinema фильм демонстрировали не 1 января 2006 года, а уже 30 декабря. Вписывалась ли эта поспешность в планы продюсеров "Первого канала"? Кто знает... Впрочем, от этого никому хуже не стало.

Зато на каникулах был предсказуемый ажиотаж: 4 и 5 января билеты на текущий сеанс приобрести было крайне сложно. Разумеется.

Нормально, Анатолий! Отлично, Константин!

Россия становится великой державой индустрии развлечений. Без вариантов. Один из признаков - появление в массовой культуре своего российского фетиша, с которым сравниться могут разве что экранизированные герои культовых комиксов компании "Марвел" - те же Люди-Икс или Человек-Паук... Дети уже давно играют в Завулона с Городецким, а взрослые недоумевают, почему главного Светлого назвали пивом. (Гэсэр на самом деле персонаж одноименного алтайского эпоса - сильномогучий богатырь, борец с инфернальными чудищами и змеями-горынычами).

Как бы то ни было, но "Дневной дозор" - самый кассовый фильм российского производства за всю новейшую историю. Больше денег ни одна картина в прокате не собирала. Только за первые пять дней проката "Дозор" - 11, 5 млн долларов, уделав и "Хроники Нарнии", и "Гарри Поттера"! Сейчас сумма сборов уже превышает $20 млн. По данным официального сайта кинокартины, сегодня количество зрителей составляет 5 млн 660 тысяч человек.

Успех, надеемся, заключается не только в продуманной, массированной рекламной кампании. Так, в кинотеатрах Владивостока сотрудники местного корреспондентского бюро "Первого канала" опрашивали горожан о впечатлениях, сразу выдавая резюме: "Отличный фильм. То, что надо для семейного просмотра!" Эта акция должна была подогревать зрительский интерес. Хотя, на наш взгляд, можно было обойтись и без нее. На "Дозор" еще не все сходили.

Причина успеха, возможно, еще и в том, что "Дневной дозор" уже сейчас можно позиционировать как фильм, несущий пресловутую русскую идею. По крайней мере, так считают продюсеры - Константин Эрнст и Анатолий Максимов.

Константин Эрнст считает, что необходимо было "дефлорировать" зрителя, доказав на примере "Ночного дозора", что российское кино смотреть стоит. И теперь, по его словам, количество копий "Дневного дозора" небывалое - 500! Впрочем, в советские времена прокатные хиты выходили и в 3000 копий. Значит, есть куда расти...

Что же до художественных качеств картины, то, по словам того же Эрнста, сам Квентин Тарантино признался: "Я три раза видел "Дозор", а Родригес только два". Также продюсеры утверждают, что голливудская судьба "Дозоров" - вопрос времени. Контракт с 20th Century Fox, экранизировавшей, кстати, самые популярные американские комиксы, дело решенное. Речь идет о приквеле. О том, как все начиналось.

Само собой, удача пришла во многом на уровне картинки. Но и это важное достижение. Не говоря уже о том, что цели создателей были именно такими: визуализировать предметы, которым до этого не только в арт-хаусном, но и в мэйнстримовом российском/советском кино места не было. Равно как и в быту. По мнению Эрнста, умника и интеллигента, "российские режиссеры слишком долго мучились желанием преодоления российской визуальной реальности".

При том, что узнаваемость той же "Иной Москвы" принципиальна. Анатолий Максимов, в прошлом киновед, считает, что таким образом можно сформировать новый образ страны и заставить уже жителей России по-новому взглянуть на себя изнутри. Потому что в "Дневном дозоре" желтая неказистая машина советского производства побеждает огромный роскошный иностранный грузовик. Потому-то и важно было отсечь российское мазохистское сознание уже на этапе съемок. Как отметил Константин Эрнст, "Дозоры" помогают по-иному артикулировать реальность, по-иному настроиться. Люди ходят в кино, думая, что ходят развлекаться. На самом деле они ходят за тем, чтобы почерпнуть концентрированный опыт.

Во многом поэтому торжество Темных сил с инициализацией бедного мальчика в Великие Темные Маги так похоже на рядовую бытовую попойку...

Тимур и его команда

Кто, помимо Эрнста и Максимова, помогал Тимуру Бекмамбетову, создателю гениальных рекламных роликов банка "Империал", в работе над картиной? Прежде всего это создатель романа-эпопеи "Ночной дозор" Сергей Лукьяненко, а также оператор Сергей Трофимов, композитор Юрий Потеенко.

Справка "Н"
Сергей Лукьяненко родился 11 апреля 1968 года в городе Джамбул, Казахстан. В 1992 году окончил Алма-Атинский государственный медицинский институт по специальности "врач-психиатр". Живет в Москве. Первые книги вышли на рубеже 1980-1990 годов. Известность писателю принесли романы "Лабиринт отражений", "Звезды - холодные игрушки. Звездная тень", "Ночной дозор", "Фальшивые зеркала". У Сергея Васильевича издано более 50 книг, тиражи которых достигают в среднем 500 тысяч экземпляров в год. Сергей Трофимов родился 19 мая 1961 года в Москве. В 1983 году окончил Московский институт управления. В 1989-1990 годах учился во ВГИКе. Снял более 250 рекламных роликов. Первый полнометражный фильм - "Пешаварский вальс" (1994 год). "Ночной дозор" - вторая совместная работа с режиссером Тимуром Бекмамбетовым. Юрий Потеенко родился 5 декабря 1960 года в городе Молодогвардейске Луганской области. С 1987-го по 1991 годы работал на Всесоюзной студии грамзаписи "Мелодия" в качестве заведующего редакцией эстрады. С 1988 года - член Союза композиторов СССР. С 1997 года по настоящее время преподаватель Московской консерватории. Юрий Потеенко - автор музыки к двенадцати кинокартинам. Много работает в жанре оркестровки и аранжировки.

Ах, Алиса...

Разумеется, нельзя обойти вниманием одну из самых притягательных персон, занятых в свежеиспеченном блокбастере. Итак, не Алиса, а Жанна Фриске... Хорошенькая и общительная, умело саморекламирующаяся в реалити-шоу типа "Последний герой" и скромно вокально одаренная певица с параметрами 92/60/92 дебютировала в кино в роли рыжеволосой ведьмы Алисы Донниковой.

Не будем вдаваться в подробности, выясняя, как изменился этот образ и почему Алиса не умерла в киноверсии "Дневного дозора", который, как сказано выше, вовсе не "Дневной", а вторая часть "Ночного". Отметим, что из фильма была вырезана сцена полового акта Алисы и вампиреныша Кости, которого сыграл один из самых одаренных молодых артистов России Алексей Чадов. Жанна Фриске немного обиделась на создателей фильма за цензурирование. При этом отметив: "Моя героиня переживает сильную страсть к герою Алексея Чадова. Постельные сцены дались легко - партнер меня поддерживал. Мы с ним очень сблизились за время съемок и теперь практически неразлучны. У меня создалось такое впечатление, что целовались мы целую вечность. От этих дублей у меня губы посинели, такая у нас была страсть! Целоваться с Чадовым было очень приятно".

Конечно, "кастрация" картины, по выражению Жанны Фриске, не есть единственный скандал, связанный с "Дозором". Центральные СМИ, похоже, уже устали. В свою очередь утомили читателя, запуская кривотолки о том, что именно после участия в Темной массовке умер Юрий Айзеншпис, а здоровье народной артистки России Риммы Марковой после съемок в киносериале так и не выправилось... И до сих пор недоумевает похожий на русского медведя политик-коммунист Василий Шандыбин. Он, оказывается, и не подозревал, что его заманили на "бал сатаны"...

Но, на наш взгляд, критерием оценки фильма может быть только его эстетическая ценность и самодостаточность. Что явлено на экране, кажется, в полной мере.

Провокатор Лукьяненко

Напоследок отметим, что Сергей Лукьяненко в очередной раз заявил, что третьего "Дозора" не будет. Словно Сергею Васильевичу неизвестно об американских планах Максимова и Эрнста. Что, впрочем, не помешало ему в прошлом году срочно испечь четвертую книжку из дозорной эпопеи - "Последний дозор". И, надо полагать, что Антону Городецкому, Гэсэру, Завулону и Светлане будет уготована литературная судьба Шерлока Холмса, которого не смог "убить" даже Конан Дойл.


Ежедневные новости
Андрей Вороной
13.01.2006

назад Дозор на главную

предыдущая статья следующая статья

Hosted by uCoz