назад Дозор на главную

предыдущая статья следующая статья

Премьера фильма "Дневной Дозор"

В прямом эфире "Эхо Москвы" Сергей Лукьяненко, писатель-фантаст, автор «Ночного Дозора» и «Дневного Дозора», актеры фильмов «Ночного Дозора» и «Дневного Дозора»: Мария Парошина, актриса, исполнительница роли Светланы, Дима Мартынов, актер, исполнитель роли Егора, Ольга Мартынова.

Эфир ведет Ксения Ларина

К.ЛАРИНА: 20.10 в Москве, добрый вечер, у микрофона Ксения Ларина, начинаем мы нашу традиционную передачу "Ищем выход", и сегодня как нельзя лучше подходит это название к теме программы. Поскольку то, чем занимаются герои фильма "Ночной дозор" и "Дневной дозор" – конечно же. Они ищут выход. Сегодня у нас в гостях Сергей Лукьяненко, писатель, автор "Ночного" и "Дневного" "Дозоров", и еще многих книг, последнюю книгу, по-моему, даже принес сюда - крайнюю, да? Добрый вечер.

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Да, она называется "Последний дозор", добрый вечер.

К.ЛАРИНА: Но не верь глазам своим, поскольку, судя по всему, "Дозор" этот последним не будет. Здесь же в студии актер Дима мартынов, исполнитель роли Егора в "Дозорах", здравствуйте, Дима.

Д.МАРТЫНОВ: Здравствуйте.

К.ЛАРИНА: И мы ждем еще, конечно же, актрису Марию Порошину, но вы знаете, что сегодня происходит в Москве – думаю, что автомобилисты в курсе, что продраться сквозь предновогодние пробки очень сложно, и один из героев у нас сегодня отвалился вот таким способом - это В.Меньшов, который честно проделал долгий путь, потом плюнул по середине пути и сказал – ребята, давайте я приду в январе. Думаю, что мы обязательно еще встретимся. Значит, уважаемые друзья, конечно же. Передача открытая. Огромное количество вопросов пришло на наш интернет-сайт. И я обязательно воспользуюсь помощью аудитории, которые знают, что спрашивают, они книгу читали и ту и другую, конечно же, смотрели "Ночной дозор" и ждут "Дневного дозора", работает наш пейджер – 725-66-33 для ваших вопросов, милости просим. И напомню, что в 20.55 у нас будет традиционный опрос, "рикошет", где мы вам зададим вопросы. А вы будете отвечать. Думаю, что мы будем говорить про кино - я думаю, что этот вопрос стоит задать нашей аудитории. А первую телеграмму я прочту: "Уважаемые господа. На новогоднюю ночь был анонсирован фильм "Дневной дозор", в программе его нет - скажите, где и когда". Вот с этого и начнем. Он действительно анонсирован, и это будет главным событием новогодней ночи, в Москве – точно. Я думаю, Сергей расскажет, как это будет происходить – какие-то тайны уже можно раскрыть.

С.ЛУКЬЯНЕНКО: тайны здесь особой нет, фильм действительно пойдет в новогоднюю ночь, в два часа ночи, но в кинотеатрах. Это, наверное, немножко необычный такой формат выпуска фильма для нашей страны, у нас все-таки Новый год скорее праздник домашний, семейный, за столом, но вот сейчас мы рискнули предложить немножко другой формат новогодних развлечений – встретить Новый год дома, а потом прогуляться по улице, дойти до ближайшего кинотеатра. Где будет идти фильм, и посмотреть замечательное, интересное, яркое, красивое кино.

К.ЛАРИНА: То есть, сам праздник – официальная премьера, состоится здесь, на Новом Арбате, в кинотеатр "Октябрь" в два часа ночи.

С.ЛУКЬЯНЕНКО: насколько я знаю, и в других кинотеатрах будет.

К.ЛАРИНА: То есть, не обязательно пробираться – наверное, это и вряд ли возможно, огромное количество приглашенных людей, и это действительно ваш праздник, авторов фильма, прежде всего. Но очень важную информацию нам сейчас Сергей сказал - что вы сможете по афише посмотреть, где в ближайшем кинотеатре идет "Дневной дозор", и приходите.

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Не во всех кинотеатрах, но я слышал, что в ряде кинотеатров будет показ.

К.ЛАРИНА: На самом деле это хорошая традиция. Почему "Гарри Поттер" может устраивать себе праздник в первую ночь продаж, в 12 часов ночи, а мы не можем. Давайте мы немножечко поговорим о самом фильме, что можно сказать, анонсируя его. Насколько я знаю, судя по интервью, которые прочитала. В частности, интервью С.Лукьяненко, он больше доволен именно этой работой – как автор, прежде всего. Может быть расшифруете, что вам не хватало в первой картине, и что вы увидели во второй?

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Знаете, основная проблема первой картины была в том, что мы начинали снимать телесериал, 4 серии часовые, которые должны были идти по телевизору. А в процессе работы поняли, что мы хотим сделать кинофильм. Разумеется, 4-часовой кинофильм выдержит не очень многий зритель. И поэтому пришлось уже готовый материал, материал интересный и достаточно понятный для человека, который не читал книгу, а только пришел смотреть кино – пришлось его урезать, сокращать и вгонять в эти жесткие рамки киностандарта. И в результате произошла некая клиповость фильма. Которая не позволяла понять отдельные моменты происходящего зрителю, который не читал раньше книги. Это, наверное. основная беда, которая у нас случилась с первым фильмом. Но теперь мы снимали уже зная, что это кинофильм. Сценарий писали, исходя из этого расчета, и мне кажется, что фильм получился гораздо более сильный, четкий, цельный. Я не буду говорить о том, что там лучше спецэффекты – они лучше там на порядок – то есть, там замечательные, великолепные спецэффекты, там увлекательное очень действие. Но и сама интрига, сам сюжет, стал более цельным.

К.ЛАРИНА: Конечно, мы не обойдемся без вхождения в некоторые исторические глубины, мы, конечно, должны некоторую предысторию рассказать. Потому что автор тот же, но и актеры те же в большинстве, герои, которые сквозные в ваших книгах, они вместе с актерами перекочевали ив "Дневной дозор", поэтому мне бы хотелось вспомнить, как все начиналось – принимали ли вы участие в кастинге, спрашивали ли у вас вашего мнения, по поводу назначения того или иного актера н роль, или это мимо вас прошло?

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Это не прошло мимо меня, за что я очень благодарен создателям фильма. Потому что мне действительно показали всех кандидатов на все роли. С просили мое мнение, спросили. Нет ли у меня возражений, может быть, я как-то иначе вижу персонажей. У меня какие-то отдельные сомнения были, я даже не буду уточнять, но я сразу решил, что здесь режиссер – он командир, он командует. На корабле не может быть двух капитанов. Я командую в своих книгах, в фильме решает Тимур. Если он видит, что этот актер должен здесь сыграть, то он прав. И мне кажется, что это было правильное с моей стороны решение, потому что все актеры попали в те образы, которые ставил перед ними режиссер.

К.ЛАРИНА: Как Дима появился на картине, расскажи нам?

Д.МАРТЫНОВ: Меня позвали на кастинг, маме позвонили – приезжайте на кастинг, попробуйтесь на фильм "Ночной дозор".

К.ЛАРИНА: А ты уже был в картотеке, поскольку был уже такой заявленный персонаж, в рекламе снимался, насколько я знаю?

Д.МАРТЫНОВ: Да. Но я снимаюсь с 6 лет.

К.ЛАРИНА: То есть тебя уже знали?

Д.МАРТЫНОВ: Наверное.

К.ЛАРИНА: По фотографиям, наверное? как это происходит в кино?

Д.МАРТЫНОВ: Это, наверное, лучше спросить у мамы.

К.ЛАРИНА: Мама Оля, скажите нам, действительно интересно.

О.МАРТЫНОВА: Здравствуйте. Мне позвонили, пригласили на кастинг. Мы даже вообще не знали, что за фильм "Ночной дозор".

К.ЛАРИНА: А как про Диму вообще узнали?

О.МАРТЫНОВА: Ну, он стоит в картотеке.

К.ЛАРИНА: Вот. По фотографии.

О.МАРТЫНОВА: Да, по фотографии. Мы приехали, кастинг был очень большой, и приезжали несколько раз. Вначале там выбирали по образу, чтобы лицо, потом он прочитал такую страшилку из "Мумии", хорошо, видимо, прочитал, и он понравился режиссеру – так и происходило.

К.ЛАРИНА: А вы ему помогали работать над ролью?

О.МАРТЫНОВА: Конечно. То есть, мы прочитали сценарий. Даже написали изложение по этому сценарию, чтобы он лучше понял. Он сам долго писал, трудился над этим, я только проверяла ошибки, и так смотрела, что и чего. Даже нарисовал какие-то картинки. Потом мы приехали туда, к нам на "продакшн", показали второму режиссеру - то, что он написал, это изложение. А почему ему так сказали - посмотреть, насколько парень трудолюбив, сможет ли он вообще справиться с этой ролью. И даже ради фильма научились плавать – мне пришлось его отдать в спортивную школу, и он буквально за три недели научился плавать. Он очень хотел сниматься, ему понравилась именно эта роль.

К.ЛАРИНА: Ну что же, спасибо большое, пусть Дима нам расскажет, про что получилась история - про что вообще история "Ночного дозора" и "Дневного дозора"?

Д.МАРТЫНОВА: О чем история? Ну, это фэнтази-фильм, про магов, про чародеев, так, что была война между светлыми и темными силами.

К.ЛАРИНА: А кто побеждает?

Д.МАРТЫНОВ: Пока никто. Борьба идет.

К.ЛАРИНА: Вот тут главная загвоздка. Но насколько я понимаю, там не все однозначно, как у профессионального писателя, у С.Лукьяненко, там тоже очень трудно разделить мир на хороших и плохих, достаточно все относительно.

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Ну да. Это, может быть, такой немножко восточный подход, что и во теме свет, и в свете есть тьма, и не обязательно светлый совершает только светлые поступки. Не обязательно темный – только темные. Это скорее действительно такой восточный взгляд на жизнь, какая она есть. И мне кажется, что он действительно имеет право на существование.

К.ЛАРИНА: Давайте сейчас уже тогда вспомним Булгакова, которого мы вспоминаем еще тоже по поводу экранизации, его знаменитый эпиграф, что "Я часть той силы, которая вечно хочет зла, и вечно совершает благо" - вот та самая относительность.

С.ЛУКЬЯНЕНКО: А восточный подход - он, в общем-то, не противоречит и христианской вере. Потому что христианство – это тоже вера, основанная на том, что любой злой человек может измениться, может стать добрее, может заслужить прощение. Это на самом деле древний мудрый подход, который где-то европейской цивилизацией немножко утрачен. Потому что европейская цивилизация – она всегда склонна к таким жестким рамкам – вот это свет, а это тьма, и между ними стенка. Хотя стенки обычно нет, есть зона сумрака.

К.ЛАРИНА: Я сейчас напомню слушателям, что вопросы я обязательно буду читать, очень много вопросов приходит. Наш пейджер 725-66-33, давайте я несколько вопросов задам с нашего интернет-сайта, поскольку они уже очень вписываются в тему нашего разговора. "Я так понял, что в фильме повествуется в завуалированной форме о деятельности и противоборстве масонских лож. А вы сами состоите в ложе, и в какой?"

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Ну какой масон на это ответит? Конечно, я слышал очень много интересных , смешных трактовок. Я, например, самую смешную вычитал в одной западной газете, где было написано: "Фильм "Ночной дозор" - это про то, как московские электрики сражались с бандой вампиров". И еще была хорошая трактовка – это фильм о борьбе спецслужб против иностранных наймитов. В общем, трактовки бывают самые удивительные. Масонскую можно отнести туда же, в тот же ряд.

К.ЛАРИНА: Так что, милости просим, делайте с этими романами все, что хотите.

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Конечно, понимайте, как угодно.

К.ЛАРИНА: Мы приветствуем вновь прибывшего гостя, это марина Порошина, актриса. Давайте тогда и с вами успеем поговорить до перерыва – что изменилось в вашей жизни после появления "Ночного дозора"?

М.ПОРОШИНА: Знаете, если говорить о вещах каких-то - узнаваемость, или картин стали больше предлагать – я не скажу, чтобы особенно что-то изменилось. Ну, конечно узнают – кто-то по "Дозору", кто-то по другому сериалу. Но я хочу сказать, что сам для меня этот опыт съемок в "Дозоре" был судьбоносный. Потому что встреча с такими замечательными артистами и в таком произведении замечательном, и с режиссером - как ни хвали, но все равно талантливый. И это большой опыт, и то, что он получился, и то, что он такой первый фильм, который у нас появился – в любом случае. Наверное, это не спроста, потому что люди собрались достаточно сильные, трудолюбивые и желающие сделать хорошую продукцию. В этом смысле это приятно, что есть такой опыт. А уже в смысле популярности, раскрученности – это второй вопрос, для меня он не так важен.

К.ЛАРИНА: То есть, актерский опыт для вас значимый именно в этой работе?

М.ПОРОШИНА: Безусловно.

К.ЛАРИНА: Поскольку, если говорить о нашем кино сегодняшнем, или последних 10 лет, это в основном истории либо современные, реалистичные, либо совсем такая классика, 19 век, давняя история России. Но чтобы была такая откровенная фантасмагория – достаточно редко. Я не знаю, мне кажется, это чуть ли не первое кино в таком жанре у нас снять, да?

М.ПОРОШИНА: Практически да.

С.ЛУКЬЯНЕНКО: За долгий период, наверное. да.

К.ЛАРИНА: Сказки для взрослых.

М.ПОРОШИНА: Да, сказок не снимают и для детей практически. А если снимают, то конечно желательно, чтобы был лучший уровень технологический - вот эти спецэффекты и разные…

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Когда ребенок посмотрел "Гарри Поттера", его уже без спецэффектов в кино не затянешь просто.

М.ПОРОШИНА: Ну конечно. Но что мне понравилось – в этом фильме не было стремления сделать похожим на какой-то американский или европейский. Есть свой наш, российский, русский юмор хороший, и какие-то бытовые сцены. Ил и выписаны диалоги- замечательные проскакивают какие-то вот наше, родное, из того, старого кино - "Весна-Весна", "Королева бензоколонок" - что-то такое доброе, мимолетное, несмотря на ужасы. Там есть юмор, хороший юмор.

К.ЛАРИНА: Скажите, а вот спецэффекты и пиротехника – она не мешает актеру работать в кино? Не побеждает систему Станиславского, которой мы так гордимся?

М.ПОРОШИНА: Зачастую все эти спецэффекты делаются уже без нас. Мы пытаемся играть драматические какие-то куски, и остальное уже подкладывают, прибавляют. Мы какие-то функции выполняем технические – посмотри сюда, здесь упадет гвоздь… а, собственно говоря, мы тянем свое, а спецэффекты – свое.

К.ЛАРИНА: Не мешаете друг другу?

М.ПОРОШИНА: Надеюсь, что нет.

К.ЛАРИНА: Вот я у Сергея спрошу как у зрителя.

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Мне кажется, нет. Тем более, наше кино все-таки не перешло на совсем такие уже компьютеризованные рельсы, когда все снимается на синем фоне. Там стоят два актера, что-то делают, машут руками, а потом им дорисовывают красивый задний фон, дорисовывают роботов, которые между ними бегают, и лазерные мечи. Так, как снимаются "Звездные войны" у нас не снимают. И, может быть, и слава богу. Потому что я слышал реплики американских актеров, которые играли в тех же "Звездных войнах" - что они порой не понимали, что они делают, зачем они здесь находятся, и почему их еще не заменили на электронные муляжи.

М.ПОРОШИНА: Это сложно, да.

К.ЛАРИНА: Еще один вопрос к тому, что говорила Марина - наш юмор, наша российская история. Вообще насколько это наша мифология, если мы в эту сторону разговор повернем?

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Я думаю, что это мифология, которая есть в любой стране. Потому что сказка, волшебство, вера в чудеса, магию – она присутствует в любой культуре. Может быть, образец вампиров не очень традиционны для русского фольклора, но, в принципе, они тоже есть. И опять же это уже такая мощная часть мирового фольклора, которая вошла и в нашу мифологию. Ну а борьба света и тьмы – это тема, которая возникла, наверное. с момента, когда первый человек разжег костер и отгородился этим костром от страшного мира за пределами пещеры.

К.ЛАРИНА: Чем обусловлено, что это все-таки городская история?

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Знаете, фэнтази - оно требует немножко маленького усилия над собой – заставить себя поверить в то, что происходит. Когда мы смотрим "Властелин колец", например, как такой очень яркий пример, то вначале нам требуется поверить - вот это мир, здесь живут хоббиты. Здесь – эльфы . если мы все это принимаем, то дальше будем совершенно спокойно воспринимать ту человеческую историю которая рассказывается – о добре, зле, дружбе, предательстве. Но для многих людей это просто трудно, поскольку у нас не очень сильный культурный пласт восприятия фэнтази, фантастики. И здесь городское фэнтази проще – оно позволяет человеку войти в этих знакомых декорациях, к которым мы привычны – обычная улица, город, и уже тут встретить магию и волшебство, и в них поверить. Потому что в нас всегда живет такое ощущение, что там, за углом, может происходить какое-то чудо. Просто, может быть, мы до него не дошли пару шагов.

К.ЛАРИНА: Опять аналогия вспоминается на эту тему - один из моих любимых романов советского времени "Альтист Данилов" - казалось бы, абсолютно история из нашей сегодняшней жизни, где таким совершенно необыкновенным образом соседствуют реальность и абсолютная фантастика.

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Удивительный роман, который просто удивительным образом вышел в советское время, когда это нигде не принималось.

М.ПОРОШИНА: Передавали книгу друг другу.

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Я его многократно вспоминал, когда писал. Тем более, действие часто происходит примерно в том же районе, в Останкино. Я только что со встречи с читателями, и меня спросил один читатель - почему вы нигде не сделали упоминание про "Альтиста Данилова"? Это было бы красиво. Я тоже подумал - да, надо было бы написать, что какой-то маг летает и купается в молниях над Останкино. Это была бы маленькая красивая деталь. Но вот не сделал.

К.ЛАРИНА: Кстати, если вы не знаете, у нас есть один очень известный персонаж, который не то, что влюблен в "Альтиста Данилова", он просто себе присвоил этот образ, и вполне органично - это Юрий Башмет. Он обожает эту историю, и даже часто рассказывает такую легенду, что он тоже, как реальный человек, приложил руку к этому образу. Ведь это же был альтист Данилов.

М.ПОРОШИНА: Знаете, прототип альтиста Данилова, настоящий музыкант, живет в соседней квартире с моей мамой.

К.ЛАРИНА: Да что вы…

М.ПОРОШИНА: Это дом Большого Театра, его фамилия, по-моему, Гротт - действительно очень похож, списан с него образ. Сейчас он в театре уже не работает, но говорят, что это с него писалось.

К.ЛАРИНА: Тогда мы сейчас помучаем автора, пусть он раскроет нам свои секреты – есть ли тут прототип у персонажей, которые действуют в "Дозорах" - ну что же, мы сейчас сделаем паузу на новости, потом продолжим нашу программу. Опять обращусь к вопросам наших слушателей, тем более, напомню, что к нам присоединилась актриса Мария Парошина, наверняка у вас тоже к ней будут вопросы.

НОВОСТИ

К.ЛАРИНА: Напомню, что сегодня мы говорим о "Дозорах" "Ночной" вспоминаем, а "Дневной" анонсируем, поскольку премьера "Дневного дозора" в первый день 2006 г., в первую ночь даже, точнее, в 2 часа ночи 1 января, милости просим, если увидите, где идет рядом "Дневной дозор" – бегите, и смотрите. А сама премьера, торжественный праздник, посвященный премьере – в кинотеатре "Октябрь", здесь, на Новом Арбате. В нашей студии С.Лукьяненко и актеры - Мария Парошина и Дима Мартынов. На Машу сморю – у нее, конечно, лицо такое сочетание вот этих светлых волос и темных глаз, она когда вошла, я почему-то сразу вспомнила Панночку из "Вия". Не предлагали, никогда вы не играли в спектаклях по Гоголю?

М.ПОРОШИНА: Знаете, к сожалению, нет. Это были только учебные отрывки, а так – нет. Хотя у меня действительно темные волосы и темные глаза, может быть, это было бы интересно.

К.ЛАРИНА: Вот я и говорю – режиссеры. Задумайтесь, потому что человек просто оттуда - я так себе и представляю, как она летает по церкви. Скажите, Маша, вы вообще человек суеверный? Верите в темные силы?

М.ПОРОШИНА: Знаете, так, относительно. Я не сказала бы, чтобы очень, но есть какие-то… нет, в темные силы, в добрые не верю – я верю в злые мысли и добрые – скорее так. А мысли могут становиться материальными. Любая мысль создает поступок – плохая или хорошая. Вот в это верю абсолютно точно. И всегда перед человеком есть выбор – либо положительный, либо отрицательный. То есть, он будет для самого тебя.

К.ЛАРИНА: Я к чему это веду – вот у Димы я даже не спрашиваю, поскольку он мальчик. Наверняка фантастик а- это его нормальное состояние. Он обожает, наверное, книги фантастические - я была свидетелем, когда сейчас он какую-то книжку сунул С.Лукьяненко, и сказал – посмотрите, что я сейчас читаю – это другая книжка, но тоже фантастика. А Маша, наверняка, у вас не было таких увлечений.

М.ПОРОШИНА: Почему, я тоже читала фантастику в детстве с большим удовольствием. Белова, Бредбери, мне очень нравится, и мне очень жалко, что не так много у нас снимают этих фильмов. Потому что это интересно, это фантазия работает, ты как-то отстраняешься, сопоставляешь себя с теми персонажами, с которыми вроде бы нельзя сопоставить - идет работа мозга, это правильно. Сегодняшний день показывать – ну, уже достаточно его показали, и как-то надо разбавлять. То, что мы лишены сейчас сказок хороших, мультфильмов хороших, хороших комедий – хороших – это сейчас пока минус. Но я надеюсь, что со временем как-то это все сейчас должно наладиться. Потому что очень большая конкуренция. И все равно лучшие фильмы наверху, они видны, и я думаю. что многие стремятся уже быть похожими, стремятся делать хорошего качества…

К.ЛАРИНА: Сергей ,а девушек много среди фанатов "Дозоров"?

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Много. Очень много.

К.ЛАРИНА: Это же такие мальчиковые увлечения на самом деле?

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Нет. Знаете, очень много девушек. Часто они на почве любви к "Дозорам" знакомятся с юношами. Мне периодически рассказывают – вот у нас тут поженились ведьма и вампир. У нас тут поженились светлая волшебница и темный маг – очень смешно бывает. Ну, такие игры у них своего рода есть.

К.ЛАРИНА: Про прототипов я хотела вас спросить. Есть ли реальные люди?

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Конечно. Всегда, когда пишешь большую вещь, какие-то характеры, образы – отталкиваешься от каких-то людей, где-то больше, где-то меньше. Главный герой – это берешь себя, переделываешь абсолютно, и ставишь себя..

К.ЛАРИНА: Альтер-эго такое.

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Да. Взял 10% от себя и дальше их раздул до ста. И получился новый какой-то образ. Прототип был, например, у Тигренка, у такого смешного персонажа по прозвищу Лаз, его и зовут даже на самом деле Лаз. Очень много прототипов. Где-то они мелькают эпизодически. Упоминается, что сидел там такой темный маг – на самом деле он срисован с какого-то человека. Человеку приятно. Несколько черт характера попали, они делают более зримый образ. А бывает так, что наоборот, потом приходит человек, говорит - в этом герое я узнал себя, наверное, вы писали про меня. Я говорю – нет, честное слово - знаете, все равно все совпало.

К.ЛАРИНА: А Светлана?

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Это такой придуманный, синтезированный образ, образ светлого, хорошего человека, светлой девушки. Он скорее без каких0то привязок к реальности.

К.ЛАРИНА: А Егор?

С.ЛУКЬЯНЕНКО: В принципе, это тоже образ синтезированный, там достаточно общий образ такого подростка.

К.ЛАРИНА: Но благодаря Диме он получился конкретным образом, а не общим. Потому что уже есть своя биография у этого героя.

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Все актеры – они действительно оказали такое влияние, и Дима оказал. Например, когда А.Чадов сыграл Костю, это меня подвигло на то, чтобы в "Сумеречном дозоре", в третьей части развить его линию, его персонажа. Потому что мне очень понравилось, как он играет в "Ночном дозоре", и персонаж сразу как-то ожил – до этого он был у меня второстепенным, а тут сразу стал наливаться жизнью. Стал боле полнокровным. Применительно к вампиру это звучит немножко двусмысленно, но…

К.ЛАРИНА: А Владимир Меньшов на вас каким-то образом повлиял? Совершенно неожиданное появление такого актера, абсолютно реалистичного.

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Я совершенно был с этим образом согласен. Дело в том, что я Гесера видел именно так, то есть, когда меня спрашивали, что для меня Гесер, я всегда говорил – представьте себе партийного начальника среднего уровня или зам.министра. Вот это примерно… то есть то, что он очень долго работал во времена СССР, и помимо "Ночного дозора", видимо, занимал пост какой-то внешний для прикрытия – это на него должно наложить отпечаток. И он пока еще в образе такого слегка советского чиновника. И поэтому вот это попадание мне очень понравилось, я тут сразу обеими руками был "за".

К.ЛАРИНА: Давайте сразу тогда еще назовем артистов, которые заняты и в этом фильме тоже – это Жанна Фриске, конечно же, портретами которой обклеена вся Москва, с этим языком высунутым изо рта. Не поймешь, чего там больше – вампиризма, или эротики. Кстати, мы не называли главного героя, это К. Хабенский, В.Золотухин, Г.Тюнина, В.Вержбицкий, тоже совершенно неожиданный, мне кажется.

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Это очень интересно. На самом деле он очень сильно противоречит книжному образу, потому что книжный Завулон - он такой очень тихий, неприметный, с покойный. В нем наоборот ничего сверху, снаружи демонического нет, пока он не начинает действовать. Вот этот вот более такой темный, более даже опереточный, может быть, Завулон - он мне понравился. Понравился как зрителю.

К.ЛАРИНА: Я вспомнила фильм, который был у нас при советской власти – про черных и белых магов, это "Чародеи".

М.ПОРОШИНА: Замечательный фильм.

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Ну, "Чародеи" – это "Понедельник начинается в субботу", эта книга, от которой неизбежно – когда я писал, я чувствовал, что здесь возникает перекличка. Книга одна из моих любимых, на самом деле был в свое время проект, когда разные авторы писали продолжение книг братьев Стругацких, с разрешения Б.Стругацкого, и я для себя выбрал тогда и написал продолжение "Понедельника". По-моему, оно понравилось и читателю, и Б.Стругацкому. И когда я писал "Ночной дозор", конечно, я отталкивался немножко от этого образа, от "Понедельника", тем более, что там главный герой – программист. И у меня изначально Городецкий там вовсе не боевой маг. Он пришел в "Дозор", работает программистом. А потом уже его гонят на задание, говорят – хватит сидеть за компьютером, лови нечисть. То есть перекличка такая там есть.

К.ЛАРИНА: Видите, сколько мы сегодня назвали имен, которые так ил и иначе оказали на вас влияние. Это и В.Орлов с "Альтистом", это и М.Булгаков и Стругацкие – золотой фонд.

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Разумеется. Мы живем не в безвоздушном пространстве.

К.ЛАРИНА: Давайте пойдем по вопросам - Сергей спрашивает: "То, что написано в книгах – это правда?"

М.ПОРОШИНА: Правда.

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Мне Гесер запретил говорить, что это правда.

К.ЛАРИНА: Юрий пишет из Москвы: "Ваше собственное видение совпадает с тем, что получилось у Тимура Бекмамбетова?"

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Отчасти совпадает, отчасти есть различия. Например, главный герой, герой Хабенского, он в моем представлении и книгах – он более наверное действенный и менее рефлексирующий. Он рефлексирующий. Он действительно человек иной, который вовсе не рвется в какие-то маги, в какие-то боевые действия, и переживает из-за того, что ему приходится делать. Но в фильме вот эта рефлексирующая составляющая усилена, конечно. Но это потребовалось режиссеру для сюжета того, который появился в картине, от этих изменений по сравнению с книгой, и я принимаю эти изменения.

К.ЛАРИНА: Но это не самое страшное. Бывает страшнее, когда автор смотрит кино, и кричит – я не об этом писал. Такого не произошло, надеюсь?

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Такого не произошло, разумеется То есть, все эти мои несогласия – это несогласие, скорее, в частностях, они не портят мне впечатление от фильма.

К.ЛАРИНА: Естественно, спрашивают про остальные книги – "Есть ли планы на съемки "Сумеречного дозора", может быть, уже снимают, когда планируется выпуск ДВД, или придется покупать у пиратов, а лицензионные будут месяца через два" - спрашивает Никита, студент из Москвы.

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Совершенно не знаю про сроки выхода ДВД, но в принципе, "Ночной дозор" был выпущен вполне оперативно и по вполне доступной цене, что разрушило весь рынок пиратам. Я думаю, что наверное, достаточно быстро будет. Но я бы все равно предложил в начале сходить в кино. Потому что это совершенно несопоставимое зрелище – когда смотришь такое насыщенное яркими сценами, спецэффектами фильм на большом экране, и дома. Насчет экранизации следующих книг – есть, конечно, планы на совместный фильм с Голливудом.

К.ЛАРИНА: Это все остается пока в реальных планах?

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Остается. Там подписаны были базовые соглашения об этом. Но пока конкретно там еще работа никак не началась.

К.ЛАРИНА: Давайте мы немножко поговорим о кино в принципе, о российском и американском, поскольку мы вечно с ними соревнуемся – догнать и обогнать Америку. Не будем лукавить, что "Ночной дозор" был такой своеобразный наш ответ Голливуду, типа что мы тоже можем. Давайте я спрошу у Димы – Дима, ты в кино ходишь наверняка часто как кинозритель. Какой фильм тебе больше всего нравится в кино? Наше или американское?

Д.МАРТЫНОВ: Нет, у американцев тоже есть хорошие фильмы.

К.ЛАРИНА: Например, какие фильмы американские на тебя произвели сильное впечатление?

Д.МАРТЫНОВ: Я иногда уже упоминал, мне понравился фильм перед "Ночным дозором" "Из 13 в 30", и "Человек-Паук" мне тоже нравился - классные там спецэффекты тоже были.

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Ну, это образчик хорошего кинокомикса, на удивление.

К.ЛАРИНА: Как ты думаешь, можем мы в России создавать такое кино, которое могло бы конкурировать с американскими фильмами, или еще надо поучиться?

Д.МАРТЫНОВ: Думаю, что теперь, наверное, да все-таки.

К.ЛАРИНА: То есть, все уже достигли этого уровня?

Д.МАРТЫНОВ: Не то, чтобы все.

К.ЛАРИНА: Чего не хватает, на твой взгляд?

Д.МАРТЫНОВ: Не хватает…

К.ЛАРИНА: Денег, наверное.

М.ПОРОШИНА: Финансов. Потому что таланты есть наверняка, которые на это способны.

Д.МАРТЫНОВ: Наверное, да.

К.ЛАРИНА: Маша, а у вас какие ощущения от кино в кино?

М.ПОРОШИНА: Знаете, я американские фильмы смотрю так, чтобы знать, что выходит, кто играет. А люблю я, наверное, больше западное кино.

К.ЛАРИНА: европейское.

М.ПОРОШИНА: Европейское. И актеры, мне кажется… школа, может быть, другая.

К.ЛАРИНА: Но они все равно ближе к нам тоже.

М.ПОРОШИНА: Наверное. А то, что мы стремимся что-то.. да мне не кажется. Я не думаю. что даже в "Ночном дозоре" мы хотели, чтобы это был ответ американцем. Я думаю, нет. Это просто действительно были финансы, был хороший сценарий, хороший режиссер, и была команда. И то, что это все случилось – наверное так же неожиданно, что именно так оно вышло, правда?

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Это для всех было большой неожиданностью.

М.ПОРОШИНА: Для всех было неожиданностью, и слава богу, и это приятно, что будет такого уровня фильм, хорошего.

К.ЛАРИНА: Вот мы, допустим, мюзиклы ставим – мы все время пытаемся доказать, что мы тоже умеем, и у нас тоже это получится. Наверное, это естественное желание - схватить то, что еще никогда не делали. Ведь и "Ночной дозор" - он появился не только благодаря тому, что появился такой роман и появился такой замечательный писатель С.Лукьяненко – это же выбор наших продюсеров, чтобы в этом жанре снять, попробовать сделать так, чтобы это было на уровне общемировом. Вот как вы считаете, Сергей, способны мы конкурировать здесь, на этом поле?

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Я думаю, что уже почти способны. Потому что основное наше от того же Голливуда – отставание именно в масштабности съемок, технической базе, спецэффектах. Причем, здесь основная причина - это не то, что у нас нет людей, которые не умеют это делать, а то, что на это требуются очень большие деньги, которые у нас до недавнего времени невозможно было затратить на съемки фильма. Но, во-первых, прогресс не стоит на месте, это становится все проще и проще, дешевле и дешевле. То есть, нарисовать пейзажи других планет, звездолеты, совершенно невиданных существ возможно уже и сейчас, и это будет выглядеть в кино очень убедительно, ничуть не хуже, чем в американском фильме. Причем, будет стоить дешевле. То есть, вот эта составляющая почти уже достигнута, думаю, что через пару лет в России можно будет смело снимать любой фантастический фильм.

К.ЛАРИНА: Но вы были первыми.

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Да. Ну а вторая составляющая - она, может быть, и поважнее. Профессионализм, то, что называется командой. Командой, которая работает над фильмом. Потому что заслуга Тимура, наверное, еще в том, что он действительно подошел к делу по жестким стандартам Голливуда, с жестким контролем, с жестким профессионализмом, с тем, что каждый доказывал на своем месте, делает то, что нужно делать. Потому что это у нас немножко было… может быть всегда это, я не знаю…

К.ЛАРИНА: Это наша российская черта.

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Может быть это наша российская черта – у нас всегда немножко такая безалаберность была. А в массовом производстве кино должна быть еще жесткая, жестокая организация. Голливуд этим силен. Они могут снять совершенно бездарный фильм, с плохим сценарием, и даже актеры могут играть плоховато.

М.ПОРОШИНА: Но организация будет…

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Но при этом там будет великолепный звук, там будет идеальная цветовая гамма каждого кадра, потому что какие обои на стене висят - это вначале три специалиста проверят и проконсультируют – какой цвет сейчас лучше подойдет в качестве фона. А у нас такого серьезного подхода пока нет. Но надеюсь, он наступит.

К.ЛАРИНА: То есть, в принципе, мы уже способны к этому времени всерьез, на этом поле, конкурировать с американским кинематографом, если мы называем опять этот термин, который, кстати, и у в ас в рекламе фильма звучит "первый российский блокбастер". Тут никуда не деться. Ваши продюсеры и ваши менеджеры они сами заявили именно так. И у меня поэтому еще один вопрос - "Ночной дозор" посмотрели в мире – в Европе или Америке? Или вы еще не показывали его?

С.ЛУКЬЯНЕНКО: В Европе показывали, в Америке еще нет показа. В Европе он шел.

К.ЛАРИНА: И как?

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Отзывы разные. Есть люди, котоырм понравилось очень сильно, есть, конечно те, кто чего-то не понял, ему-то удивился. Скорее я бы сказал реакция такая сдержанно-положительная. Нельзя, конечно, сказать, что там успех превзошел успех "Звездных войн" - конечно это будет неправильно. Но интерес был, любопытство было, зрители… то есть, посмотрели фильм достаточно много европейцев, и это большой успех.

К.ЛАРИНА: Что же, сейчас у нас реклама, и мы зададим вопрос нашим слушателям, потом продолжим нашу встречу.

РЕКЛАМА

К.ЛАРИНА: Сейчас узнаем у наших слушателей, верят ли они в будущее российского кинематографа. На ваш взгляд, может ли современное российское кино конкурировать с американским? Если вы говорите "да" - 995-91-21, если вы считаете "нет", и на м до этого далеко - 995-81-22.Напомню, что наш опрос бесплатный для всех. Я, кстати, сама вопрос придумала. Но третьего варианта не предусмотрела. Я бы, например, ответила, что "а нам оно надо, конкурировать с американцами?"

М.ПОРОШИНА: Правильно.

С.ЛУКЬЯНЕНКО: А почему бы и нет? Почему бы и не надо? На самом деле это экспорт кино, экспорт высоких технологий, по сути, плюс это экспорт идеологии – это очень важно.

К.ЛАРИНА: Кстати, экспорта идеологии нам точно не хватает, поскольку с идеологией еще не все в порядке. Но вот вам спасибо – вы помогли. Тут ничего сложного на самом деле нет. Потому что когда мы говорим про американские ценности, которые якобы нам чужды - меня всегда этот разговор смешит, поскольку ценности там такие же, как и во всем мире – добро и зло, как и в ваших "Дозорах", думаю, что американцы мало чем отличаются в этом смысле от любых других граждан любой стране в мире. И вряд ли что тут одно другому противоречит. Согласны, Сергей?

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Единственное, может быть то, что о ни понимают добром, мы не всегда добром понимаем.

К.ЛАРИНА: Например?

С.ЛУКЬЯНЕНКО: У меня есть ощущение, что Америка, конечно, взяла на себя роль старшего смотрителя по всему миру.

К.ЛАРИНА: Но это политика. А если мы говорим о простых людях…

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Если мы будем говорить о простых людях, то ценности, конечно, везде одинаковы – дом, семья, жизнь человеческая обычная.

К.ЛАРИНА: Да "помоги товарищу", не бросай в беде, корми семью, не предавай друзей, защищай семью - все эти истории общие. Поэтому мы тут мало друг от друга чем отличаемся. Я еще раз повторю вопрос нашим слушателям - на ваш взгляд, может ли современное российское кино конкурировать с американским? Если вы говорите "да" - 995-91-21, если вы считаете "нет", и на м до этого далеко - 995-81-22. И поскольку Машу Парошину нам нужно будет отпустить в третьей части нашего разговора, поэтому я сейчас ей передаю слово, чтобы она нам сказала – что нужно знать зрителю, который придет на фильм "Дневной дозор" – нужна какая-то специальная подготовка? На ваш взгляд, для кого это кино?

М.ПОРОШИНА: Я думаю, что как и для молодежи, так и для среднего поколения – не знаю, как пожилые люди к этому отнесутся, может быть, им тоже будет любопытно - моя бабушка очень любопытствующая. Ей 85 лет, и она с удовольствием такие вещи смотрит, и задерживается около экрана, когда что-то похожее видит, какие-то чудеса - это ей нравится. Тем более, что это наше кино. Не знаю, пожилые люди, мне кажется, к нашему кино относятся более доверительно. Для них там есть душа, и наш менталитет. А американское они как-то так… "фитюлька", как говорит моя бабушка.

К.ЛАРИНА: Чужая жизнь.

М.ПОРОШИНА: Да. Готовиться никак не надо. Мне кажется, что еще такое время выбрано замечательное, когда у всех выходные, у детей каникулы. И все могут себе позволить пойти, выбрать какой-то свободный день, и спокойно нацелится на просмотр такой замечательной картины.

К.ЛАРИНА: Спасибо большое, мы Машу отпускаем, это Мария Порошина, Светлана из фильма "Ночной дозор" и "Дневной дозор", сейчас у нас будут новости, и после этого последняя часть нашего разговора. Я напомню еще раз вопрос нашим слушателям - может ли современное российское кино конкурировать с американским? Если вы говорите "да" - 995-91-21, если вы считаете "нет", и нам до этого далеко - 995-81-22. Голосование продолжается, а мы уходим на новости.

НОВОСТИ

К.ЛАРИНА: Ну что же, Машу Порошину мы отпустили, и здесь в студии у нас остаются мужчины – это Дмитрий Мартынов, актер, исполнитель роли Егора в "Дозорах", и Сергей Лукьяненко, писатель и автор всех этих "Дозоров", про которые мы сегодня говорим. Мы задавали вам вопрос - может ли современное российское кино конкурировать с американским? Не очень много людей откликнулись на этот вопрос, 614 человек, зато очень интересные результаты. Я такого не ожидала - 55% наших слушателей ответили на этот вопрос положительно – да, вполне. И 45% - нет, нам до этого далеко. Даже получилось вполне весомое преимущество оптимистов. И мне кажется, что это отрадный факт, если решить, что нас слушают очень многие люди. Несколько вопросов я хотела прочитать для наших гостей. Леонид пишет: "Когда вышел "Ночной дозор", многие мои знакомые его посмотрели. При этом те, кто читал книгу до фильма, почти ста процентам фильм не понравился. Тем, кто до этого книгу не читал, почти всем понравилось. Что вы думаете об этом, и как вам кажется, с "Дневным дозором" будет так же?" Мы на эту тему уже поговорили – как раз именно так и определял С.Лукьяненко – наверное, точно так же, как и читатель. Есть еще интересные два вопроса. Михаил: "Не кажется ли вам странной своеобразная закономерность - в каждый период развития России или СССР интеллигенция создает демоническое произведение, часто с политическим подтекстом - "Мастер и Маргарита", 30-е, "Альтист Данилов" - 70-е, "Дозор" Лукьяненко - 90-2000". И второй вопрос из Томска от Ирины: "Присоединяюсь к вопросу Михаила, действительно, чем объясняется такая популярность демонической темы именно сейчас?"

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Знаете. Тема такого чего-то над человеческого, сверхчеловеческого, она, конечно, так опосредована. Опосредовано она связана, наверное, с темой власти, с темой того, что нами правит – я даже не говорю "кого", потому что это власть как такая обезличенная сила, не политическая. И наверное - да, наверное, здесь действительно есть такое отражение. Понятно, в какие годы была написана "Мастер и Маргарита", и основной посыл этой книги понятен – достаточно печальный, грустный, в общем. Только творчество дает какой-то выход, и то, выхода не дает.

К.ЛАРИНА: опять же – свет там, где тьма.

С.ЛУКЬЯНЕНКО: И свет там, где тьма. "Альтист Данилов" – это тоже такая своеобразная интересная вещь, где весь магический мир - он забюрокрачен, в нем процветает кумовство, взяточничество, и надо встретить бы, хорошенько приветить прилетевшего в гости демона, потому что у него высокое положение. Он тогда словечко замолвит. Интриги, подсиживание - то есть, действительно такое отражение. Но я надеюсь, что если дальше так идти, экстраполировать этот ряд, то "Дозоры", наверное, показывают, что у нас сейчас больше надежды, потому что в "Дозорах" идет борьба света и тьмы, борьба идет, и значит, наверное - во всяком случае, у меня, наверное, больше надежды на лучшее, на то, что наш мир будет добрее и светлее.

К.ЛАРИНА: А можно каким-то образом улучшить мир с помощью искусства, на ваш взгляд?

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Вы знаете, только не напрямую Мне кажется, что писатель, который перед собой ставит цель - вот я сейчас напишу книгу, я выжгу языком сатиры все язвы общества, я расскажу такие прекрасные истины, которые всех заставят стать добрее - ну. этот писатель немножко переоценивает свои силы. Потому что я всегда говорю так – если Библия за 2 тысячи лет не сумела кардинально человечество повернуть к добру, хотя и очень сильно в этом преуспела, то уж куда нам тягаться. Но книги, мне кажется, если в книгах есть добро, есть надежда, вера, есть какой-то оптимизм – мне кажется, они меняют нас, и делают чуть лучше. Если мы становимся лучше, то и мир вокруг нас становится лучше.

К.ЛАРИНА: А если говорить о функциях вообще - писателя или кинематографиста – это что? Это же не только развлечение, правда?

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Вся наша жизнь, по сути, сплошное развлечение, это такое большое кино, которое нам запустили, мы его смотрим. Не знаем, когда сеанс закончится. Знаете, я думаю, что какую-то специальную функцию выискивать, и говорить писателю, что литература должна, писатель должен, или режиссер должен…

К.ЛАРИНА: Инженеры человеческих душ - как раньше говорили.

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Да. никто никому ничего не должен. Точно так же, как любой человек, выполняя какую-то работу… ну, хорошо, когда человек делает то, что ему нравится. Я себя считаю счастливым человеком, потому что я пишу книжки, и мне это нравится, это моя работа. Главное, наверное, это рассказывать то, что тебе интересно, делиться своим интересом к миру, к жизни.

К.ЛАРИНА: Дима, а ты бы как на этот вопрос ответил – может ли искусство изменить человека, изменить мир?

Д.МАРТЫНОВ: Скорее всего конечно, наверное, да.

К.ЛАРИНА: Серьезно? Вот ты читаешь хорошие книжки ил и смотришь правильные фильмы – это на тебя может повлиять положительно? У тебя какие самые сильные впечатления от книги, фильма – что ты еще там любишь, не знаю.

Д.МАРТЫНОВ: На самом деле сложно ответить на этот вопрос. Потому что я как-то об этом не особо задумывался.

К.ЛАРИНА: С чего ты начинал увлечение литературой? Мама тебе книжки подсовывала какие-то нужные?

Д.МАРТЫНОВ: Сначала как-то не очень, сначала то, что по школе задавали. Вот сейчас мы закончили читать по литературе книжку "Капитанская дочка".

К.ЛАРИНА: ну и как?

Д.МАРТЫНОВ: Понравилось.

К.ЛАРИНА: Хорошие книжки читает, правда?

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Правильные книги. Как у Высоцкого есть фраза - "если нужные книжки ты в детстве читал". На самом деле действительно, наверное, закладывается все с детства. И мне кажется, что ребенок, который в детстве прочитал "Три мушкетера", "Винни-Пуха", "Незнайку в Солнечном городе" – такие книги – наверное, он в любом случае имеет больше шансов вырасти хорошим человеком, чем тот, кто эти книжки не прочитал. Потому что они дают какие-то свои уроки.

К.ЛАРИНА: давайте еще посмотрим на вопросы. Вопросы очень много, я хочу успеть все у вас спросить, что хотели спросить наши слушатели. "Что побудило вас написать "Последний дозор", какие мотивы вами двигали" - спрашивает Дмитрий из Пензы - "Мне показалось , что это своеобразное извинение перед вашими читателями. Которым не понравилась экранизация".

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Там есть, конечно, Такие очень шутливые мотивы – то Семен вдруг рассказывает Антону. Говорит - сон мне приснился такой странный, будто я по дороге еду, навстречу Заволон идет. И я руль кручу, пытаюсь его раздавить, а он заклинание выкрикнул, машина перевернулась, и поехала дальше". То Егор встречается выросший, говорит Антону – слушай, мне как-то на днях приснился такой сон странный, будто я на самом деле твой сын, и взял тебе, на зло, пошел к темному, в "Дневной дозор". Антон думает на эту тему, говорит – ну и что, может быть, какая-то параллельная реальность существует, и оттуда прорываются какие-то сигналы. Ну, это не главный был момент, я немножко вот так пошутил, проведя параллели. Большей части читателей они, по-моему, показались забавными. На самом деле мне не хотелось рассказывать дальше эту историю, потому что в "Сумеречном дозоре" оставлено было сознательно несколько таких крючков, и на один из этих крючков меня читатели цепляли практически каждый день, приходило письмо, и кто-нибудь да спрашивал - скажите, что же все-таки там такое, на пятом слове сумрака? Потому что там герои явно что-то знали про это, это было очень интересно. Но вот здесь я все тайны сумрака раскрыл полностью, рассказал, что там на пятом, на шестом, и даже на седьмом. То есть, весь сумрак был вскрыт.

К.ЛАРИНА: Все-таки мне кажется, в какой-то момент писатель становится заложником своих собственных произведений. Особенно когда речь идет о сериалах.

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Конечно это есть. даже сейчас у меня книги стали издавать во всем мире практически, и это все, естественно, в первую очередь идут "Дозоры" - Англия, Германия, США, Япония, Китай, Южная Корея, практически во всех странах Европы. Но в первую очередь "Дозоры". Это меня немножко тревожит, потому что при всем уважении к "Дозорам" я написал очень много книг, и некоторые из них люблю больше, чем "Дозоры". И мне не хотелось бы в сознании читателей навсегда оставаться автором такого вот городского фэнтази с волками и колдунами. Это инетерсно, но мне не менее интересна научная фантастика, не менее интересна какая-то альтернативная, виртуальная реальность. Но я пытаюсь с этим бороться. "Последний дозор" сделан, чтобы расставить какие-то точки над "и", раскрыть какие-то тайны оставшиеся. Но сейчас я работаю над совершенно другим романом, мне кажется, он будет интересным и порадует читателя.

К.ЛАРИНА: Как раз про другие произведения есть вопрос: "Будет ли продолжение "Черновика", если да, то как скоро, и как продвигается работа над экранизацией "Лабиринта".

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Продолжение "Черновика" будет, оно будет называться "Чистовик", такое очень оригинальное название. Работа над "Лабиринтом", к сожалению, не началась. Она должна была начаться год назад, но я удмаю, что наверное, просто не хватило сил, просто даже человеческих, а не финансовых – на то, чтобы параллельно со вторым "Дозором", который доснимался. Запустить этот достаточно сложный, масштабный, бюджетный фильм. Я очень надеюсь, что производство этого фильма стартует в этом году, потому что это очень интересный планируется проект, и я знаю, что вся группа, которая была собрана для фильма, она до сих пор горит энтузиазмом. Периодически ругаются, что не запущен был в срок фильм, но горит, хочется снять это кино. Очень надеюсь, что фильм выйдет.

К.ЛАРИНА: Раз уж мы пошли в творческие планы, думаю, что Дима тоже должен ответить на этот вопрос, очень простой. Или ты ждешь следующего "Дозора"?

Д.МАРТЫНОВ: Жду, конечно.

К.ЛАРИНА: А еще что-нибудь есть в твоей жизни интересное, кроме съемок в этих фильмах?

Д.МАРТЫНОВ: А, где я еще снимался? Ну вот у меня в сентябре я уезжал в Ялту на съемки фильма "В плену времени".

К.ЛАРИНА: Это что такое – тоже фантастика?

Д.МАРТЫНОВ: Это тоже фантастика, где мы из будущего попадаем в прошлое.

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Как интересно – я для себя открыл, что снимают еще какой-то фантастический фильм.

К.ЛАРИНА: Вы представляете? Это кто снимает, расскажи нам, Дима.

Д.МАРТЫНОВ: Режиссер?

К.ЛАРИНА: Мама? Нет? А какая-нибудь там литературная основа, это по какому-то роману снято, или сценарий специальный?

Д.МАРТЫНОВ: По-моему, сценарий. То есть, я не знаю.

К.ЛАРИНА: Ну на что похоже? "Назад, в будущее" - что-то типа этого?

О.МАРТЫНОВ: Приключения.

К.ЛАРИНА: Там главная роль?

Д.МАРТЫНОВ: Да.

К.ЛАРИНА: Артистом будешь, судя по всему?

Д.МАРТЫНОВ: Ну, хочется.

К.ЛАРИНА: А кого бы ты хотел сыграть7 есть ли уже мечта какая-нибудь актерская, или еще нет?

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Говори – Гамлета, не промахнешься.

Д.МАРТЫНОВ: Я еще не подумал.

К.ЛАРИНА: Тоже не факт, между прочим. Я хочу сказать, что Хабенский ваш любимый сыграл не Гамлета, а Клавдия, и сделал это блистательно – просто получилась история про Клавдия. Это вопрос все-таки масштаба таланта. Вот мама пока подсказывает, что отвечать Диме. Дим, мама тебе напомнила. Оля, скажите сами, что вы стесняетесь. Вы же здесь у нас есть.

О.МАРТЫНОВ: Диме сделали предложение сейчас сняться в новом проекте, и тоже предложили главную роль.

К.ЛАРИНА: Фантастика опять?

О.МАРТЫНОВ: Да, опять фантастика.

К.ЛАРИНА: Да что же такое…

О.МАРТЫНОВ: Мы очень любим фантастику.

С.ЛУКЬЯНЕНКО: А что за фильм, это секрет пока?

О.МАРТЫНОВ: Они все держат в какой-то тайне.

К.ЛАРИНА: Оля, а можно я вас спрошу, вы же знаете своего сына – кого бы он мог сыграть? Из каких-нибудь известных литературных персонажей? Чтобы понять, из чего человек состоит. Как вы думаете?

О.МАРТЫНОВ: То, что ему предложили сняться именно в "Дозорах", я очень рада. Потому что я думаю, что именно фантастику он может играть. Пока да.

К.ЛАРИНА: А там повзрослеет…

О.МАРТЫНОВ: А когда повзрослеет, то, я думаю, что-нибудь и другое.

К.ЛАРИНА: Петрушу Гринева в "Капитанской дочке", или Швабрина? Кто тебе больше нравится?

Д.МАРТЫНОВ: Гринев.

К.ЛАРИНА: Гринев, конечно. Положительный персонаж. Ну что, давайте мы уже теперь потихонечку уходить ан финал, вернемся мы к кино, к вопросу, который мы задавали нашим слушателям про российское и американское кино. Дима тут пытался высказать свои самые сильные впечатления. Я бы хотела, чтобы Сергей тоже вспомнил самые сильные впечатления эмоциональные. Потому что все равно мы произведения искусства можем оценивать здесь и сейчас по тому эмоциональному удару, который мы испытываем, а потом уже думать, про что это. Были такие случаи в вашей жизни?

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Были, конечно. Может быть, эмоциональными я бы и не хотел делиться, потому что это всегда несколько личное, когда эмоциональные переживания идут от картины. Из американского кино, например, замечательная работа, именно в плане экранизации – это "Властелин колец", вся трилогия, она действительно поднята до такого героического уровня, когда вот эта вымышленная история становится вдруг такой практически реальной до боли. И глядя. Как погибает какой-то герой, глядя, как отравляются батальоны эльфов на смерть помогать людям - ты вдруг чувствуешь ощущение настоящего подвига. Хотя это придуманная история, придуманный мир. Ну, американское кино достаточно сильно во всех жанрах – можно найти прекрасные образцы комедий, мелодрам, и чего угодно. У нас – знаете, за последние годы. Наверное, вот "Девятая рота" при том, что несколько неоднозначное у меня к ней ощущение. Я бы сказал так - может быть еще немножко рано снимать кино, в котором есть такой "вьетнамский синдром" немного, то есть, синдром страны, которая в войне понесла очень большую, тяжелую потерю.

К.ЛАРИНА: В неправедной войне.

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Потому что, может быть, у нас еще время, когда нам себе надо чаще напоминать, что все-таки воевали очень достойно, воевали честно. Наверное, наше кино только начинает путь проходить, когда у нас появляются образцы настоящих уже наших российских фильмов, которые и в комедии, надеюсь, появятся, скажут свое что-то, что будем смотреть помимо вот этой старой обоймы наших прекрасных комедий. И в фантастике, и в детективе, боевике.

К.ЛАРИНА: А не кажется ли вам, что наше кино, полный метр, которое выходит в прокат – оно больше ориентировано на молодежную аудиторию?

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Отчасти да, потому что молодежная аудитория очень активная. Мобильная, легко отзывается на все. У нас сейчас мультипликация начала возрождаться – вот я недавно на московском кинофестивале, кинорынке посмотрел анонс мультфильма, которое снимает "Три "Д" - "Крокотук" - по далеким-далеким мотивам "Щелкунчика" – это такая современная красивая яркая сказка. Она выдержана в таком стиле – ну, не хуже любого "Шрека". То есть, у нас это все стало оживать, стало появляться. Да, наверное, на молодежь больше нацелено, может быть, это зря. Потому что старшее поколение. Наверное. немножко истосковалось по тихим, спокойным, добрым фильмам. Я на самом деле думаю, что и молодое поколение такие бы фильмы смотрело с удовольствием. Я даже не припомню за последние годы, по-моему, фильм "Разрешите вас пригласить" назывался – буквально несколько было фильмов, которые пытались это поднять, эту тему – такого спокойного кино для старшего поколения.

К.ЛАРИНА: Лирические истории.

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Лирических историй. Я надеюсь, что это тоже вернется.

К.ЛАРИНА: Но тоже должны делать современные люди такое кино. Хотя у нас получилось какое-то искусственное разделение - для молодежи у нас кино снимается для кинотеатров, а для тех, кто постарше – я не говорю пожилых - но для взрослых, скажем так – снимаются телесериалы, которые в большинстве своем, конечно, уровень имеют тот самый бразильско-мыльный – вот это обидно.

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Вы знаете, мне кажется, просто режиссеры немножко боятся идти в современность. Достаточно много до сих пор снимается фильмов о 30 годах, о войне снимаются неплохие фильмы, может быть, даже о 70- могут снять. А когда коснется сегодняшнего дня, то режиссера либо уносит в какую-то чернуху, в какую-то сиюминутную политическую ситуацию, либо просто человек не берется, пугается современного времени. Мне кажется, тут должны придти режиссеры, которые не побоятся говорить о сегодняшнем дне. Говорить спокойно, без лишнего пафоса и надрыва, не смакуя беды, а сосредоточившись на простых человеческих отношениях.

К.ЛАРИНА: Но при этом надо тогда говорить обо всем. Вот я вспомнила кино, которое, мне кажется, в очень правильном направлении было снято, В.Тодоровского "Мой сводный брат Франкинштейн". Казалось бы. там все присутствует –все наши проблемы, в том числе, и те, о которых совсем уже страшно говорить, потому что это раны живые. Но он смог найти ту интонацию, очень правдивую и честную.

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Ну да. Кажется, я вспомнил фильм - "Приходи на меня посмотреть" называется.

К.ЛАРИНА: А, О.Янковский делал как режиссер.

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Я как-то очень странно исказил название.

К.ЛАРИНА: Такая рождественская история.

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Неожиданно совершенно рождественская история, которая - да, немножко снята в жанре сказки. Но добрая и смешная человеческая сказка.

К.ЛАРИНА: В итоге мы вышли-таки к свету, под финал нашей передачи. Поэтому нам теперь остается только вернуться к началу. Напомнить вам, что 1 января, в 2 часа ночи, состоится премьера "Дневного дозора", и дальше весь январь уж как минимум в прокате он будет, да?

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Я думаю, да. И на самом деле я думаю, что зрителей придет больше, и посмотрит больше. Знаете, оно мне нравится самому просто больше.

К.ЛАРИНА: Там есть "Уматурман" знаменитые, или кого-то нового открыли?

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Нет, "Уматурман" там нет, но так в коцне есть другой рэп, причем не та версия, которую я писал – я там тоже делал немножко хулиганский вариант, меня как-то все тянуло не на рэп, а на комические куплеты Заволона и Гесера – на мотив "Прекрасной маркизы" - но этот вариант не прошел. Я, сожалению .пока не могу процитировать, потому что они пересказывают сюжет, а этого делать нельзя. Но там, говорят, хорошая, смешная песня в коцне все-таки была, появилась. До меня такие агентурные данные дошли.

К.ЛАРИНА: А до меня дошли такие данные, что там можно увидеть совсем другую Москву, непривычную, в "Дневном дозоре".

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Да, это самый был для меня поразительный момент, когда я смотрел. Идет сцена погони – не буду говорить, кто за кем гнался – за одним темным гнались светлые. И просто без всяких спецэффектов, за счет работу оператора, камеры, какого-то показа с неожиданного ракурса. Я вдруг увидел совершенно другую Москву. Исчезло ощущение Москвы, которую мы знаем – несмотря на то, что показывали район, мне прекрасно известный. Район ВДНХ. Возникло ощущение огромного мегаполиса такого города, который мы видим в любом голливудском, французском, английском фильме. То есть, возник город такой вне места и времени – просто огромный человеческий муравейник, одинаково понятный любому человеку на земле. И это действительно за счет операторской. Режиссерской работы. Очень удивительный момент для меня был. Я по другому увидел Москву.

К.ЛАРИНА: ну что, настало время предновогодних пожеланий. Сначала Диме дам слово – что бы ты пожелал всем, кто нас слышит?

Д.МАРТЫНОВ: Я, естественно, желаю, чтобы у всех исполнились желания там, которые загадал на Новый год.

К.ЛАРИНА: А ты загадываешь желания на Новый год?

Д.МАРТЫНОВ: Когда да, когда нет.

К.ЛАРИНА: Загадывай, полезное дело.

Д.МАРТЫНОВ: И чтобы, конечно, все сходили на премьеру "Дневного дозора".

К.ЛАРИНА: Это пусть будет первым событием в наступившем Новом году, пусть это будет первое событие. Оля. Я тоже вам должна дать слово, поскольку вы у нас уже заявлены здесь - что бы вы пожелали?

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Я тоже как и Дима желаю исполнения всех желаний, которые люди себе заказали, и обязательно пришли на премьеру "Дневного дозора".

К.ЛАРИНА: Сергей?

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Мне уже не остается выхода, к роме как повторить – идите в кино. Потому что фильм действительно очень хороший получился. А пожелать – знаете, я в гороскопы не верю, но всегда приятно соотнести следующий год с его знаком - у нас наступает год Собаки, я сам большой собачник. У меня дома две собаки, я знаю, что собака – это животное прямое, честное, домовитое, она никогда не предаст, не обманет.

К.ЛАРИНА: И ее не обманешь.

С.ЛУКЬЯНЕНКО: И ее не обманешь. Она всегда почувствует, кто плохой, кто хороший, она защитит дом. И это, наверное, должен быть хороший год для каждого человека. Я хочу, чтобы в наступившем году все было у вас хорошо, и дома, и вокруг.

К.ЛАРИНА: Кстати, я тут не прочитала парочку телеграмм – от вас как от фантаста требуют каких-то прогнозов. Поскольку тут нам вспоминают - и у Г.Уэллса, и у Жюль-Верна - все фантасты видят вперед. Вот что видит С.Лукьяненко впереди?

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Мне кажется, год будет достаточно скучноватым на события, и это, может быть, на самом деле самое замечательное. Потому что у китайцев есть такое проклятие – чтобы ты жил в эпоху перемен. Мы в эту эпоху перемен очень долго существовали, нам нужно немножко отдохнуть от перемен слишком частых. Я думаю, пусть это будет такой немножко скучноватый год.

К.ЛАРИНА: Чтобы о душе подумать.

С.ЛУКЬЯНЕНКО: Да, чтобы в конце этого года мы не вспоминали каких-то трагических событий.

К.ЛАРИНА: ну что же, я тоже вас поздравляю с наступающими праздниками, и желаю вам удачи, поскольку у вас год начинается хоть и празднично, но нервно, я знаю, что это нервное событие, это уже потом вы все будете чокаться и выпивать, а до этого надо немножко понервничать. Пусть все будет так, как вы задумали. Пусть ваше кино понравится, и я вам обещаю и клянусь, что 1 января, конечно, я вряд ли приду ночью, поскольку я 1 января работаю здесь с утра, но обязательно "Дневной дозор" посмотрю. Спасибо вам огромное, и еще раз удачи. Я еще раз представлю наших гостей - итак, Сергей Лукьяненко, Дима Мартынов и мама его, Ольга, которая нам помогла в эфире. Спасибо и до встречи.

С.ЛУКЬЯНЕНКО: До свидания.


ЭхоМосквы
27.12.2005

назад Дозор на главную

предыдущая статья следующая статья

Hosted by uCoz